Цитата с сайта
http://www.evrotexcom.ru/index.p....i-masla Что происходит, когда вязкость масла выше нормы?
Итак, двигатель прогрелся до рабочих температур, но вязкость масла не упала до нужного
(рассчитанного
конструктором) значения, что произойдет? На нормальных оборотах и
нагрузках в принципе ничего страшного – температура двигателя несколько
повысится и вязкость упадет до необходимой нормы, которая уже будет
компенсироваться системой охлаждения. В этом случае рабочая температура
двигателя будет выше нормы для этих оборотов и нагрузки, но при этом все
еще будет, скорее всего, укладываться в допустимый диапазон. Другой
вопрос в том, что двигатель будет большую часть времени работать на
более высокой температуре, что однозначно не способствует увеличению его
моторесурса.
Совсем другое дело, если Вы, к примеру, резко увеличите обороты мотора (экстренный разгон при обгоне на затяжном
подъеме, например). скорость сдвига резко возрастает, а вязкость не
соответствует текущей температуре (опять таки речь идет о расчетах
конструктора двигателя), поэтому двигателю в этот момент придется
прогреться несколько больше (до более высокой температуры), чтобы
снизить уровень вязкости масла до допустимого значения. И в этот момент
температура масла и двигателя вполне может перейти предельно допустимую
безопасную норму.
Результат этого всего примерно таков (если перевести на понятный автолюбителю язык): если вязкость масла выше
нормы, предусмотренной производителем, двигатель постоянно работает в
режиме повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали.
Кроме того, рабочие температуры еще напрямую влияют и на ресурс самого
моторного масла: чем выше температура, тем скорее масло окисляется и
приходит в негодность. Так что такое масло и менять нужно гораздо чаще.
В любом случае, все негативные последствия завышения вязкости масла Вы
никак не сможете, без сложных замеров и вскрытия двигателя, заметить или
почувствовать в относительно коротком промежутке времени, это вылезет
не через 10 ил 20 тысяч км, а скорее через 100-150 тысяч. И доказать,
что причина повышенного износа двигателя именно в неподходящем
автомобильном масле практически невозможно – поэтому многие сервисмены, и
даже официальные СТО часто не особенно утруждают себя вопросом
соответствия вязкости масла, которое они заливают, требованиям
автопроизводителя для данного конкретного мотора. Помните – им выгодно,
если после окончания гарантийного срока Ваш мотор придет в негодность,
даже если Вы не будете у них ремонтироваться!
Заниженная вязкость масла – угроза клина?
Совершенно обратная ситуация возникает, когда вязкость масла ниже нормы. Сейчас практически все производители
автомобильных масел делают так называемые энергосберегающие масла, с
пониженной высокотемпературной вязкостью. Причем, речь идет именно о
вязкости при высоких температурах и скорости сдвига HTTS (более 100 °С),
поэтому индекс вязкости по SAE у этих масел такой-же, как у обычных.
Отличаются эти масла от обычных классами качества и допусками
автопроизводителей. В частности, низковязкие масла соответствуют классам
качества ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5.
Проблема заключается в том, что для таких масел делают специальные моторы! А в обычном двигателе, не
рассчитанном на такую низкую вязкость, применять такое автомасло просто
опасно. Речь идет о том, что при высоких температурах и на высоких
оборотах пленка, создаваемая на парах трения становится слишком тонкой, в
результате чего снижается эффективность смазки и существенно возрастает
расход масла на угар. При определенном стечении обстоятельств мотор
может даже заклинить.
Таким образом, занижать вязкость масла по сравнению с требованиями автопроизводителя гораздо опаснее, чем
завышать. Поэтому ни в коем случае не следует применять автомасла
классов ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5, а также специальные, на которых написан
только один допуск (одобрение) автопроизводителя, если эти классы
качества либо допуски не значатся в Вашей сервисной книжке или
инструкции по эксплуатации.