Обзорная экскурсия по странам Европы? Почему бы и нет, если позволяет шенгенская виза. Было принято решение не гнаться за рекордами по количеству посещённых стран и городов, а планировать свой маршрут, повинуясь желаниям, которые возникают в процессе.
Вытащив из дома наполненные вещами кофры и закрепив их на Yamaha FJR1300, стало страшно, как всю эту конструкцию удержать и как протискиваться между машинами, учитывая, что габариты получились не многим меньше автомобиля. Но, выехав за пределы МКАДа, освоился, и мы с женой уже спокойно пробирались через пятничную «пробку». Остановились в «Ольгино», потому что гостиница находится на Приморском шоссе, которое непосредственно ведёт к границе. На следующий день, миновав финскую границу, добрались до Хельсинки. Город симпатичный, но наличием культовых мест не отличается, поэтому ограничились проездом по центру и сразу отправились в порт грузиться на паром. Кто ни разу не плавал на пароме Silja Line, поясню, что это не корабль, а целый город со своими барами, дискотеками, магазинами, ресторанами, есть даже казино. А самое приятное, пользуясь всеми этими прелестями жизни, ты вместе с мотоциклом продолжаешь движение. Билеты на этот маршрут стоят относительно дёшево, а если подгадать на определённые даты (что мы и сделали), есть скидка 50%. Всё плаванье вместе с мотоциклом нам обошлось в Е 90. В агентстве ещё за Е 30 предлагают ужин со шведским столом, но за более скромную сумму мы провели вечер в неплохом ресторане.
Стокгольм встретил прекрасной, солнечной погодой, которая нам сопутствовала всю поездку. Город красивый, но времени на его изучение особо не было, так как к вечеру планировали добраться до границы с Данией. Посетили лишь набережную в центре города, где расположен музей народного творчества и квартиры очень состоятельных людей. Далее путь лежал на юг, к городу Хельсинборг. Несмотря на то что ехали по автостраде, это одна из красивейших дорог, которую нам удалось увидеть. Швеция изобилует великолепными озёрами. Был бы отпуск больше двух недель, обязательно задержались бы там: сосны, чистая вода, великолепные виды, отель на холме… По дороге нам попался очень интересный агрегат. Это был Gold Wind с его вместительными штатными кофрами, коляской, да ещё с огромным прицепом сзади. Туда мог полностью уместиться гардероб светской дамы, это точно!
Отель нашли, немного не доехав до города. Достаточно приличный и цивильный. Забегая вперёд, надо сказать, что в центре города найти отель лучше и дешевле больше шансов, чем на трассе. Например, в Париже есть цены Е 40 за двухместный номер. Утром въехали в Хельсинборг – город портовый, кроме небольшего фрагмента крепости, достопримечательностями не богат. Но выпить чашечку кофе на набережной, глядя на бесчисленное количество яхт и катеров, приятно. Всего в нескольких километрах через пролив находится датский город Хельсингер, где находится замок, описанный Шекспиром в «Гамлете». Но мы туда не стали переправляться на пароме, потому как очень хотелось проехаться по одному из самых длинных мостов в мире. Длина его почти 8 км, и по нему мы попали из шведского города Мальме в столицу Дании – Копенгаген.
На протяжении всей поездки не имелось особого желания подробно изучать города, посещать музеи и исторические места. Поэтому формировали общее впечатление от городов. Так было и в Копенгагене. Мы побывали на окраине, где расположены яхтклубы, и на центральной площади; прошлись по центральной улице с магазинами; пообедали в китайском ресторане. Сложилось впечатление индустриального портового города, куда специально я не поехал бы. На этом знакомство со скандинавскими странами завершилось. Нам оставалось проехать каких-то 80 км до границы с Германией. Её пересекли ещё на одном пароме, гораздо меньших размеров, чем финский. Зато всё очень быстро: только он швартуется, моментально выезжают машины и грузовики из Германии, также быстро заезжают машины с датской стороны. Потом вся толпа людей поднимается на палубу выше, где расположено несколько точек общепита и магазины с алкоголем и парфюмерией. Через пару часов паром пребывает на немецкий берег.
День близился к завершению, и мы остановились в придорожной гостинице, в местечке под названием Гремерсдорф. Администратор показал, где поставить мотоцикл. Было весело проезжать между столиков ресторана, где ужинали люди. Сразу же почувствовался немецкий колорит: маршевые мелодии, море пива, огромные порции еды.
Затем целый день посвятили посещению Гамбурга и Бремена, крупных деловых центров Германии с кучей народа, спешащего по своим делам. Зато следующий на пути маленький городок Ольденбург нам исключительно понравился. В гостинице, где остановились, был беспроводной интернет, откуда была получена вся информация о городе. Оказалось, что он очень знаменит и, более того, самым тесным образом связан с историей России. Например, предки царя Петра III и Екатерины II были из рода Ольденбургов, не говоря о многих родственниках, занимавших высокие должности на государственной службе в России. Сам город создаёт исключительно приятное впечатление. Невысокая застройка, много зданий сохранилось с XIV–XVII веков, очень большая часть города состоит из парков. Создаётся ощущение, что все жители перемещаются исключительно на велосипедах – только и успевали от них уворачиваться. В центре города есть на что посмотреть: церковь, городская башня, дом, где жил герцог. Есть множество кафе и баров, а также магазинов, от дорогих до маленьких кустарных лавок. В общем, наши лучшие рекомендации вам по посещению Ольденбурга.
На утро в планах стоял переезд в Голландию. Решили ехать не по проложенному компьютером быстрому маршруту, а проехать западнее. Маршрут пролегал недалеко от города Эссен. Если подгадать время, то можно попасть на один из этапов Moto GP. Как раз в это время проходили гонки 125- и 250-кубовых мотоциклов. На бензоколонке даже продавались билеты на все три дня соревнований. Амстердам – очень симпатичный город, благодаря обилию каналов и практически полностью сохранившейся старой застройке. Строения весьма специфические: фасады зданий в ширину очень узкие, так как раньше брали налог, исходя из их ширины, а сам дом уходит в глубину. Из-за этого над каждым домом есть крюк, чтобы заносить мебель через окна. Даже в неплохих гостиницах проходы очень узкие, приходилось корячиться, чтобы занести наши немаленькие кофры по очень крутой лестнице. Кондиционеров нет в принципе, потому что обычно летом не бывает особо жарко, чего нельзя сказать о наших двух днях пребывания здесь.
Передвигаться по городу лучше пешком или взять напрокат велосипед. Велосипедисты имеют абсолютное преимущество на дороге. Так, если его сбить на машине или мотоцикле, то всё равно будешь виноватым. А на велосипедах там ездят все и абсолютно не заботятся о соблюдении правил.
Что первым делом приходит на ум при упоминании об Амстердаме, это улица, а точнее, квартал «красных фонарей». Нет смысла рассказывать об этой известной «достопримечательности». Немного удивили только два факта: практически в центре квартала находится действующая церковь и прямо между так называемых витрин с девушками – детский сад, где можно на некоторое время оставить ребенка. Короче, полный сервис. Чтобы больше узнать и увидеть город, имеет смысл съездить на экскурсию по каналам Амстердама. Мы ещё посетили Национальный музей, где выставлены работы таких мастеров, как Рембрандт, Босх и многих других. Местечко туристическое, на каждом шагу кафе, бары, рестораны, попадаются даже Кофе-шопы (как бар, только вместо выпивки – лёгкие наркотики). Но, где действительно вкусно поесть, надо знать. В это нам помог наш знакомый, Тагир, который сейчас работает в Голландии. Также от него мы узнали много интересных фактов о местной жизни. Спасибо за это ему большое!
Недалеко от столицы есть небольшой городок, по-английски он называется Zandvoort. Это курортное место, куда выезжают местные жители, чтобы отдохнуть. Туда имеет смысл прокатиться, чтобы хоть немного поваляться на песочном пляже и помочить ноги в Северном море или посидеть в пляжном кафе, наслаждаясь морским воздухом. Затем наш путь лежал в Бельгию, в Брюссель. Красивый городок, есть где походить, что посмотреть. Но стояла страшная жара (я даже ухитрился немного обжечь ноги о бак), и находиться на солнце не хотелось. Мы посетили местный католический храм, где было прохладно. Там стали свидетелями местной свадьбы. Забавное зрелище…
Немного передохнув, поехали в Париж. В этой стране очень не любят говорить по-английски и повсюду платные дороги. Но Франция сразу привлекла наше внимание каким-то неповторимым ландшафтом, удивительной атмосферой, небольшими замками на холмах. На окраинах Париж выглядит не очень привлекательно, но, подъезжая ближе к центру, всё меняется. Сами того не подозревая, мы оказались недалеко от центра, так как остановились у попавшейся на глаза надписи Hotel. Как оказалось, в этом квартале отелей достаточно много. Проведя небольшое маркетинговое исследование, выяснили, что цены колеблются от Е 40 до 90 за двухместный номер. Решили не экономить на проживании, Париж всё-таки! Рядом с гостиницей был сквер, увешанный знаками, что там нельзя парковать мотоциклы. Там и оставили свой аппарат вместе с десятком других.
Утро началось с осмотра Лувра. Через центр дворца проходит дорога, так что припарковаться можно прямо там. Насколько я понимаю, полиция во Франции достаточно лояльно относится к мотоциклистам, и прощает небольшие нарушения. Лувр – это средневековая крепость, дворец королей Франции. В течение более чем 800 лет это сооружение обновлялось и достраивалось своими хозяевами. Стоит посетить музей, который был открыт в конце XVIII века. Надо отметить, что своей богатой коллекцией музей многим обязан Наполеону, который в качестве дани с побеждённых стран брал предметы искусства. Коллекция Лувра включает экспонаты, датированные периодом зарождения древних цивилизаций.
Далее как добропорядочные туристы направились по самым знаменитым местам Парижа. Средневековое сооружение, Собор Парижской Богоматери (у местных Notre-Dame De Paris), действительно впечатляет. Он возвышается в самом центре столицы, в восточной части острова Сите. Главный фасад собора, увенчанный двумя башнями высотой 69 м, расчленён на несколько ярусов. В нижнем ярусе расположены три глубоких портала, украшенных скульптурой: в центре — портал Страшного суда, слева — портал Девы Марии, справа — портал Сент-Анн. Выше протянулась аркада с 28-ю статуями библейских царей и пророков. В центре фасада доминирует огромное круглое окно — «роза», заполненная ажурным каменным плетением и витражами.
Быть в Париже и не посетить самую знаменитую телебашню мира, было бы неправильно. Тем более что в рамке неплохо будет смотреться фотография с мотоциклом на фоне символа Парижа. Можно было бы подняться и полюбоваться видами города со смотровой площадки башни, но огромная очередь из туристов отбила охоту. Всё остальное – Елисейские Поля, Триумфальную арку – уже обозревали сидя в седле. Чтобы хоть немного изучить Париж, нужен не один день, и мы решили как-нибудь обязательно вернуться сюда. А сейчас – поехать в следующую, хоть и очень маленькую, но страну – Люксембург. После просторов России очень сложно представить страну размером с Москву. Государственный строй – конституционная монархия. Правит государством великий герцог. Не знаю, действительно ли народ так любит своего правителя, но портрет герцога с женой можно увидеть в каждом магазине или окне квартиры. Столица, Люксембург,– небольшой самобытный городок, в котором очень сложно заблудиться. Расположен он в гористой местности, где сливаются две реки, Альзет и Петрюс. Город действительно напоминает королевство. В долинах, где протекают реки, раскинулись парки из дубовых и буковых деревьев. Говорят, там много белок и косуль. Там мы не успели погулять, но виды, которые открываются со старых каменных мостов, будоражат воображение. Центр города, со своими башенками зданий и шпилями церквей, удивительно вписывается в окружающий ландшафт. В центре Люксембурга расположен герцогский дворец, построенный в стиле Ренессанс, который является официальной резиденцией герцога. Недалеко от него находится деловая часть Люксембурга, современный шоппинг-центр, а также самые большие рестораны. Тут же скальная капелла Сен-Кирен, готический собор Сен-Мишель, кафедральный собор Нотр-Дам.
Впечатлений много – города стали путаться в голове. Нужно было спланировать завершение отпуска. Хотелось немного отдохнуть. Решили вернуться в Германию, доехать до Ростока, где находится порт, чтобы попробовать взять билеты на паром до Питера. Остановившись на ночлег в городке Мюнстер, на следующий день добрались до причалов. Там – впервые за всю поездку – мы встретили мотоцикл с российскими номерами! Как оказалось, мы тоже были первыми, попавшимися на его пути земляками.
С билетами нас ждало разочарование. Во-первых, цена составляла более Е 300 на человека, не считая мотоцикла, а, во-вторых, ближайшие свободные места были только через месяц. Стало ясно, что, как и в прошлом году, придётся проехать не самый приятный отрезок пути через Польшу и Белоруссию. Смирившись с этим фактом, направились на остров Рюген, расположенный на северо-востоке Германии. Там есть такое местечко, как «OstSeeBad», где мы и остановились. Посёлок, который рассчитан на отдыхающих. Множество отелей, частных гостиниц, ресторанчиков, кафе и магазинов. Судя по всему в прежние времена у немцев, живших на территории ГДР, этот курорт пользовался большой популярностью. Сейчас отдыхающих не так много и основной контингент – это пожилые люди или пары с детьми. Тишина и спокойствие после более чем недельной поездки именно то, что нужно. Главная аллея, на которой был расположен наш отель, упирается в прекрасный песочный пляж и Балтийское море. Несмотря на солнечную погоду, от жары не страдали. Порой из-за ветра даже на пляже лежать не жарко. Зато загораешь мгновенно, сам того не замечая. В общем, четыре дня такого размеренного отдыха были то, что нужно, перед дорогой домой – ведь предстояло ещё проехать более двух тысяч километров…
В заключение скажу, что это небольшое путешествие оставило только положительные воспоминания, причём не только у меня, но и у Лены, которая была вынуждена просидеть всю поездку на заднем сиденье, без возможности осуществить потребность поговорить. Всё, что мы ждали от поездки, оправдалось. Причём, если бы по каким-либо фантастическим причинам у меня не было мотоцикла, на машине я бы в такую поездку не отправился. Поездка на двух колёсах за тысячи километров добавляет особый, другой, смысл путешествию.
ДОРОГИ Европа есть Европа. Дороги везде хорошие, и к этому привыкаешь. Особенно это чувствуется, когда въезжаешь в Польшу, где, как уже неоднократно писалось, дороги узкие и сильная колейность. Ехали в основном по автострадам, где ограничения 110–120 км/час. Превышать скорость особого желания не возникает, хочется ехать размеренно и комфортно. Хотя в Германии много отрезков пути, где скорость ограничена только возможностями техники.
ДЕНЬГИ Все страны, исключая Белоруссию и Польшу, находятся в еврозоне, но почему-то в Дании и Швеции евро берут неохотно, иногда только бумажные деньги, а иногда, наоборот, только монеты. Но практически везде принимают кредитные карточки. Так что смело можно ехать с одной кредиткой. Тем более это удобно при оплате на турникетах платных дорог: не надо возиться и искать по карманам мелочь.
БАГАЖ Три кофра, каждый примерно по 50 литров, для путешествия вдвоём – самый оптимальный вариант. Влезает всё, даже мой зеркальный фотоаппарат с объективами и фен жены с набором косметики в бутылочках и баночках. Не понадобился чехол на мотоцикл и тяжёлая цепь, которую в России я обязательно использовал бы.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Перед поездкой всегда существует какой-то план посещения городов и мест. Чтобы бездумно не бродить, обращая внимание на красивые сооружения, очень рекомендую заранее, через Интернет или литературу, получить информацию об их истории. Тем более что не так уж часто продаются путеводители на русском.
РЕЖИМ Передвигаться в день лучше километров по 300–500, и в светлое время суток, если нет цели куда-то конкретно доехать в течение этого дня. При таком графике практически не устаешь, и остаётся куча времени.
ЗАТРАТЫ Бензин: стоимость в Европе от 1,1 до 1,3 Е за литр. Если не гнать, наш расход – 5,5 литров на сотню. Соответственно получилось порядка Е 450. Жильё: тут всё зависит от желания экономить. Мы выбирали отели среднего класса, обычно цена составляла от Е 60 до 90 за двухместный номер. В целом примерно Е 980. Питание: завтрак обычно входит в стоимость проживания. Обед и ужин – можно уложиться в Е 60. Реально получается немного больше, без правильных напитков сложно обойтись. Всего около Е 1000. Паромы, дороги: Хельсинки–Стокгольм – Е 90 (с учетом 50% скидки), паром до Германии – Е 35, дороги Франции – Е 30. Итого за время поездки: Е 2600 + подготовка мотоцикла. Исходя из общего пробега 7000 км, а если ехать ближе к Италии, то до 10000 км. Все расходники надо ставить новые (резина, масло, фильтры, колодки).
НАВИГАЦИЯ Чтобы не искать и не покупать карты городов и стран, взяли с собой ноутбук с картой всей Западной Европы и GPS-модуль. Карта очень подробная и включает в себя не только дороги, но и все города с улицами, а также основные гостиницы, кафе, рестораны с номерами их телефонов. Хотя особых трудностей не возникает, везде есть указатели основных магистралей, но были моменты, когда пролетали нужный поворот или терялись в городе. Тогда доставался ноутбук и с точностью до 10-ти метров показывал наше местоположение. |